Дизельные двигатели Ricardo (Weifang)

Ricardo logo

В настоящее время на отечественном рынке широко представлены так называемые «дизельные генераторы Ricardo», это установки импортированные из Китая или реже собранные в России, на базе, так называемых, дизельных двигателей Ricardo, китайских синхронных генераторов, которые являются копиями Stamford (технология Stamford, Stamford technology, итд.) и контроллеров Smartgen.

Также, в маркетинговых целях, некоторые росийские поставщики используют в обозначении двигателей термины Weifang или даже Weichai, с целью запутать потребителя.

Weifang (Вэйфань) – это городской округ в провинции Шандунь, где сосредоточено большое количество двигателестроительных мануфактур, Weichai (Вэйхай) это во-первых, также городской округ провинции Шандунь, а во-вторых, отсылка к названию китайского машиностроительного гиганта Weichai Holding Group, который выпускает современные качественные дизельные двигатели под брендом Weichai и экспортный вариант под брендом Baudouin Moteurs, и никакого отношения к Ricardo в настоящее время не имеет.

Так что же поставляется в нашу страну под собирательным именем Ricаrdo? Чтобы разобраться, придется обратиться к недалекому прошлому.

История бренда Ricardo

В 1970-х годах Китайская Коммунистическая Партия и правительство во главе с Мао Цзе Дуном поставили задачу освоения и дальнейшего массового производства новых типов промышленных дизельных моторов для нужд народного хозяйства. Была поставлена задача создать линейку двигателей максимально простых в производстве, обслуживании и ремонте, таких, чтобы их можно было производить в любом малооборудованном месте, практически «на коленке», используя минимум станков и оборудования, и в условиях дефицита профессиональных кадров. Критерии надежности, экономичности и экологичности в данном случае, не ставились заказчиком во главу угла. Массовый выпуск в условиях плановой экономики должен был нивелировать проблему невысокой надежности, а топливо в 70-е годы стоило дешево.

Для решения данной задачи был заключен контракт на разработку такого типа двигателей с британской инжиниринговой компанией Ricardo PLC (ricardo.com). Результатом работы была разработка линейки моторов с заданными характеристиками и передача технической документации китайской стороне. 

Именно данная линейка моторов получила первоначальное наименование «Ricardo».

Производство этих моторов было освоено на государственном предприятии Weichai Huafeng, расположенное в городе Weifang, старейшем предприятии отрасли, основанном в 1920 году, которое, некоторое время входило в состав машиностроительного холдинга Weichai Group.

В 2004 году Weichai Huafeng была приватизирована и сменила название на HF Power Co., Ltd. За некоторое время до этого компанию покинули ряд ключевых специалистов, менеджеров и инженеров.

Разумеется, они ушли с работы не с пустыми руками, а прихватив с собой «ноу-хау». Эти люди возглавили новые, уже на 100% частные компании по производству дизельных двигателей «Ricardo». В Китае никогда остро не стояли вопросы охраны интеллектуальной собственности. Руководство страны руководствовалось принципом Мао Цзедуна, что «на поле должны расти самые разные цветы». Так возникли компании Weifang Huadong Diesel Engine Co., Ltd и Huayuan Diesel Engine Manufacture Co., Ltd.

На этом процесс «почкования» не остановился, а только ускорился. В свою очередь ключевые специалисты этих компаний также уходили в свободное плавание и открывали собственные маленькие частные компании. Сегодня уже насчитывается уже около 30-ти различных производителей дизельных двигателей Ricardo, такие как Kofo, Yifa, Shenhang, Kaidong, Tianhe, Kate, и многие другие. Число этих заводов постоянно меняется, какие-то не выдерживают конкуренции и закрываются, и в то же время постоянно появляются новые, которые пытаются поймать свою «птицу счастья за хвост» и откусить кусочек от пирога рынка самых бюджетных дизельных двигателей.

Таким образом, можно сказать, что «оригинальные» двигатели Ricardo производила компания HF Power Co., Ltd (бывш. Weichai Huafeng), копии двигателей Ricardo производят компании Weifang Huadong Diesel Engine Co., Ltd и Huayuan Diesel Engine Manufacture Co., Ltd. Все остальные производят копии копийRicardo.

Разумеется, каждое предприятие вносило со временем свои изменения в конструкцию и технологию, поэтому запасные части на двигатели от разных заводов не всегда взаимозаменяемы. Некоторые производители пошли на максимальное удешевление и упрощение в ущерб качеству производимой продукции, чтобы конкурировать более низкой ценой.

Таким образом в настоящее время лидерами этого сектора являются три старейших производителя: HF Power Co., Ltd., который в настоящее время несколько утратил свои позиции на рынке,  Weifang Huadong Diesel Engine Co., Ltd и Huayuan Diesel Engine Manufacture Co., Ltd., которые специализируются на выпуске двигателей для дизель генераторных установок. Все это крупные современные предприятия, их продукция отличается высоким качеством и сертифицирована на соответствие базовым экологическим стандартам, основными рынками сбыта являются Индия, Ближний Восток, Южная Америка. В Россию эти двигатели не попадают по причине высокой цены, практически сопоставимой с ценой «брендовых» двигателей.

В реальности рынок России поступают двигатели от различных производителей «третьего» эшелона. Среди этих производителей есть как современные предприятия, оснащенные первоклассным оборудованием и придерживающиеся высоких стандартов качества, такие как, например, Shandong Kofo Power Co., Ltd.

 Завод дизельных двигателей KOFO

Также есть и откровенно «гаражные» производители, которые не обладают производством полного цикла, сами они фактически осуществляют только чугунное литье блока и головки блока цилиндров, а поршневую группу, навесное оборудование покупают у сторонних производителей комплектующих, зачастую сомнительного уровня качества.

 

 

 

К тому же, эти «заводы» не соблюдают никаких экологических требований при литье, сжигают самый дешевый уголь с высоким содержанием золы и серы, не имеют никаких очистных сооружений и сильно загрязняют окружающую среду. Зачастую эти горе-заводы вынуждены работать только по ночам, чтобы не нарваться на полицию. Фактически, такие предприятия существуют на полулегальном положении, у китайского правительства просто пока не доходят до них руки.

Двигатели, производимые такими подпольными заводами, отличаются низким уровнем надежности, их моторесурс составляет в лучшем случае 1000 моточасов (как раз срок стандартной гарантии), а зачастую еще меньше.

Какое же применение возможно у двигателей такого низкого качества? Такие двигатели применяются для сборки дизель-генераторных установок определенного уровня, деликатно называемых «real estate grade», то есть, «качество для использования в недвижимости». Во многих странах, и в Китае в том числе, сдаваемые строительные объекты (школы, магазины, торговые центры, и др.) должны быть оснащены резервным источником электроэнергии. Вот такие вот, с позволения сказать, электростанции и устанавливаются на объекты недобросовестными застройщиками с целью экономии. Все их предназначение, это демонстрация наличия при сдаче объекта комиссии. Главное, чтобы они завелись хотя бы один раз, чтобы продемонстрировать приемной комиссии сам факт своего наличия, а что будет дальше, уже не важно.   

Наша компания устанавливает в дизель-генераторных установках Ricardo только качественные двигатели, преимущественно производства Shandong Kofo Power Co., Ltd. Компания производит свыше 20.000 штук двигателей в год, они отличаются хорошим качеством и высокой надежностью, при надлежащем уходе и строгом соблюдении условий эксплуатации и своевременном выполнении регламентного обслуживания их рабочий ресурс достигает 8000-10000 моточасов, что соответствует 3-5 годам эксплуатации при постоянной работе и 10-15 годам при работе в резервном режиме.

Перечень дизельных двигателей Ricardo и их применимость для дизельных генераторов различной мощности.